Неисправности рулевого управления, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 года
Год 2023-й оказался насыщенным периодом изменений в правилах дорожного движения. В течение всей весны мы внимательно изучали обширные нововведения, представленные в марте. И, тем не менее, с приближением 1 сентября станут активными дополнительные поправки к Перечню неисправностей и условий, при которых запрещается использование автотранспорта. Степень этих изменений весьма существенна, поэтому мы посвящаем им две отдельные статьи. Приступим.
Нововведения в Перечне: краткий обзор
Перечень неисправностей и условий, которые приводят к запрету эксплуатации транспортных средств, определяет специфический список проблем, при которых запрещается использование легковых автомобилей, автобусов, автопоездов, мотоциклов и других видов транспорта. Этот список регулируется стандартом ГОСТ Р 51709-2001, полный текст которого доступен по этой ссылке - в данной редакции уже учтены все обновления, вступающие в силу в сентябре.
2023 год оказался очень богатым на изменения в ПДД.
Что изменится в Перечне неисправностей с 1 сентября 2023?
Рассматриваем только те разделы и пункты, которых коснутся изменения.
Неисправности тормозной системы
1.4. Тормозные трубопроводы и шланги имеют перегибы, трещины, видимые перетирания, надрывы, надрезы, разрывы.
Что изменилось: раньше этот пункт присутствовал только в процедурах техосмотра, а с 1 сентября 2023 появится в Перечне.
1.5. Средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы неисправны.
Что изменилось: с 1 сентября 2023 водителю будет запрещено эксплуатировать ТС при неисправности сигнальных ламп — например, лампы стояночного тормоза или уровня жидкости в тормозной системе.
1.6. Гибкие тормозные шланги <…> соединяются друг с другом с использованием дополнительных переходных элементов. Расположение и длина гибких тормозных шлангов не обеспечивают герметичность соединений <…>.
Что изменилось: с 1 сентября 2023 водителям запретят использовать как переходники для тормозных шлангов, так и нештатные шланги.
1.7. Детали тормозного привода имеют трещины или остаточную деформацию.
Что изменилось: абсолютно новый пункт в Перечне, запрещающий эксплуатацию авто при наличии трещин в деталях тормозного привода.
1.8. Регулятор тормозных сил, предусмотренный изготовителем в эксплуатационной документации ТС, демонтирован.
Что изменилось: еще один новый пункт с 1 сентября 2023 года запретит убирать штатный регулятор тормозных усилий или «колдун».
1.10. Элементы антиблокировочной тормозной системы не закреплены и отсоединены, имеются видимые повреждения.
Что изменилось: с 1 сентября 2023 авто нельзя эксплуатировать после демонтажа или отключения штатной АБС.
1.11. Антиблокировочная тормозная система, предусмотренная изготовителем ТС, неисправна. Указанная неисправность выявляется с помощью светового индикатора мониторинга рабочего состояния АБС.
Что изменилось: если водитель видит горящую сигнальную лампу, которая свидетельствует о неисправности штатной АБС, то с 1 сентября может только следовать к месту стоянки или ремонта согласно пункту ПДД 2.3.1.
Неисправности рулевого управления
2.2. Имеется подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления.
Что изменилось: ранее утечки из ГУР учитывали при техосмотре, теперь эксплуатировать авто с такими проблемами — запрещается.
2.3. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает предельные значения, установленные в пункте 2.3 приложения № 8 к техническому регламенту. Указанная неисправность выявляется с использованием средств технического диагностирования.
Что изменилось: этот пункт уже был в Перечне, но теперь появилось уточнение, что инспектор ГИБДД не может определять такую неисправность визуально, а должен использовать технические средства.
2.5. В рулевом механизме и рулевом приводе применяются детали со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами.
Что изменилось: новый пункт, который предупреждает водителей о недопустимости ремонта ТС с заменой деталей рулевого механизма на поврежденные элементы — не исключено, что подразумеваются и б/у детали.
2.6. Происходит самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе.
Что изменилось: тоже новый пункт, предупреждающий владельцев ТС с неисправным электроусилителем, который произвольно поворачивает руль, о невозможности эксплуатации и необходимости ремонта.
Неисправности освещения и устройств световой сигнализации
3.1. Количество, расположение, назначение, режим работы, цвет огней внешних световых приборов и световой сигнализации на транспортном средстве не соответствуют требованиям, предусмотренным изготовителем ТС в эксплуатационной документации.
Что изменилось: исчезло примечание, уточнявшее, что на «ТС, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей». То есть, с 1 сентября будет запрещена эксплуатация авто с любой нештатной оптикой.
3.2. Класс источника света, установленного в устройствах освещения и световой сигнализации, не соответствует классу <…>, предусмотренному изготовителем ТС в эксплуатационной документации.
Что изменилось: в новой редакции конкретизировали запрет на установку источников света другого класса — плохие новости для всех любителей устанавливать ксеноновые и светодиодные лампы, теперь это запрещено.
3.4. Устройства автоматической коррекции угла наклона фар, фары ближнего света, имеющие источники света с номинальным световым потоком более 2000 люмен, предусмотренные изготовителем ТС в эксплуатационной документации, либо установленные при внесении изменений в конструкцию ТС, неисправны или отсутствуют.
Что изменилось: появился запрет на демонтаж или неисправность автокорректоров фар для мощной автомобильной оптики, в основном ксеноновой и светодиодной.
3.5. Рассеиватели внешних световых приборов отсутствуют или повреждены.
Что изменилось: раньше запрет касался только отсутствия рассеивателя, теперь нельзя будет эксплуатировать и авто с поврежденным рассеивателем.
3.8. В фарах применяются источники света, не соответствующие требованиям пункта 3.8.2 приложения № 8 к техническому регламенту.
Что изменилось: пункт 3.8.2 объясняет, что «в фарах должны применяться источники света, соответствующие типу светового модуля, указанному изготовителем в ТС» и уточняет недопустимость использования сменных источников света. Если максимально упростить, лампы в фарах с 1 сентября 2023 обязаны быть штатными.
3.9. При включении передачи заднего хода фонари заднего хода не включаются и не работают в постоянном режиме.
3.10. При воздействии на органы управления рабочей или аварийной тормозной системы сигналы торможения (основные и дополнительные) не включаются и не обеспечивают излучение в постоянном режиме.
3.11. Габаритные и контурные огни не работают в постоянном режиме.
Что изменилось: все 3 последних пункта появились уже в новой редакции Перечня и регламентируют обязательность исправности световых приборов.